« Апрель 2024 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Статус
- Объект культурного наследия федерального значения "Усадебный дом Демидова, 1774-1780 гг., арх.И.Е.Старов ".
-Находится в собственности Российской Федерации, что предполагает финансирование реставрационных работ из федерального бюджета.
- Пользователь ГБУК ЛО "Музейное агентство" ( распоряжение от 30.04.2015 г. №67-р ).
Историческая справка :
Одна из достопримечательностей п. Тайцы - поместье к востоку от шоссе Гатчина - Красное Село. В 1770-х годах мыза Большие Тайцы собственниками становятся знаменитые уральские горнопромышленники Демидовы , которым в то время принадлежали 50 заводов, а также земли и крестьяне в различных губерниях Российской Империи. Во времена Александра Григорьевича Демидова в 1774 - 1778 годах создается усадебный комплекс , созданный по проекту Ивана Старова.
Центральное место в ансамбле отведено усадебному дому, расположенному в конце аллеи парка на берегу небольшого пруда. Квадратное в плане здание имеет по углам круглые террасы-лоджии. Высокий цоколь, гранитная наружная лестница, увенчивающий постройку круглый барабан с бельведером придают зданию монументальность.
По проекту архитектора Старова были созданы замечательный пейзажный парк с различными архитектурными формами, из которых до наших дней сохранились Готические ворота, состоящие из двух симметричных павильонов-сторожек, соединенных стрельчатой аркой, и Горбатый мостик из дикого камня. Особый интерес у туристов возникает к остаткам солнечных часов перед усадьбой, рядом с которыми, по легенде, была похоронена дочь Демидова.
Темная зелень вековых дубов, листвениц и елей демидовского парка перемежается с водной гладью прудов, каналов и протоков, берущих свое начало в знаменитых таицких ключах. За парком в зелени полей и лугов прихотливо извивается река Верева.
Как и многие дворянские имения конца XVIII - начала XIX столетий, Таицкий усадебный комплекс несет в себе символику века Просвещения, эпохи увлечения масонством. По желанию своих владельцев усадьбы того времени выражали определенные идеи, подчеркнутые в планировке, выборе места для построек, наличии тех или иных пород деревьев и т.д. Владелец «усадьбы-храма» мифологически воспринимался как некий жрец, носитель высшей мудрости.
Красота и поэтичность Таицкой усадьбы не раз привлекали внимание русских художников. Широко известна картина выдающегося русского пейзажиста С.Ф. Щедрина «Вид в окрестностях Петербурга» (Третьяковская галерея), написанная с натуры или по впечатлениеям от прогулок в Таицком парке.
В 1880-е годы Тайцы посещал Н.А. Римский-Корсаков. В 1924 году в Евгеньевском переулке снимал летний домик Борис Пастернак. В 1980-е годы в Тайцах отдыхал на даче известный петербургский писатель Михаил Чулаки.
В 1895 году в Тайцах «Обществом русских врачей в Санкт-Петербурге» был открыт образцовый общедоступный санаторий для туберкулезных больных с женским Мариинским отделением - в честь вдовствующей императрицы Марии Федоровны, горячо поддержавшей идею устройства подобного учреждения, и мужским Георгиевским отделением, в память ее сына, брата Николая II великого князя Георгия, скончашегося от туберкулеза.
Еще одна интересная достопримечательность поселка Тайцы - белокаменная в русском стиле церковь Святителя Алексия Митрополита Московского на Гатчинском шоссе. Она была построена в 1914 году в честь празднования 300-летия Дома Романовых архитектором И.В. Экскузовичем. В советские годы долгое время настоятелем этого храма был потомственный таицкий священник о. Петр Белавский, прославившийся своей подвижнической жизнью.
Ответ Комитета по Культуре от 09.07.2015 :