« Апрель 2024 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Статус
-Памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО ( внесён в 1989 году, за №540-010 ).
-Объект культурного наследия федерального значения: " Дворцово-парковый ансамбль 18-19 вв. " в посёлке Гостилицы ( Указ Президента РФ №176 от 20.02.1995г. ).
-Находится в собственности Российской Федерации, что предполагает финансирование реставрационных работ из федерального бюджета.
-Пользователь отсутствует.Усадьбу можно купить
Историческая справка :
Первые сведения об усадьбе «Гостилицы» Дятлицкого погоста относятся к концу XV века. В Новгородских писцовых книгах указаны владельцы села Гостилицы, имена крестьян и величина оброков, которые они должны были платить. С начала XVII в. эта крупная вотчина принадлежала одному хозяину и никогда в дальнейшем не расчленялась. Удобное географическое положение, приблизительно в середине волости, выходы водоносного слоя на поверхность в виде многих десятков родников и целый ряд других преимуществ явились предпосылками для того, чтобы центр волости переместился из деревни Дятлицы в Гостилицы.
Фотография 1910-х годов.
В XVIII веке здесь было поместье графа Кирилла Разумовского, известное своим замечательным парком, живописными прудами, гротами, фонтанами. Тут же был дворец императрицы Елизаветы Петровны. После революции 1917 года все помещичьи земли стали владениями совхоза "Красная Балтика”.
Поселок значительно преобразился в 60 — 70-е годы. Именно в это время началось строительство многоэтажных домов для рабочих совхоза (сейчас АОЗТ "Красная Балтика”), новой школы и детского сада.
Усадьба Гостилицы – трагический памятник российскому варварству. Состояние его – впечатляет. Усадебный дворец в нынешнем своем состоянии дает слабое представление о прежнем великолепии здания. Но даже сейчас можно понять, что был он когда-то величественным… От дворца остались только стены, а во внутренних покоях растут деревья. А в эркерах, где сохранился потолок, – сплошные следы огня костров. В полуосыпавшихся подвалах можно полюбоваться огромным металлическим клепаным ящиком, который многими воспринимается как сундук для барских сокровищ. Жаль разочаровывать романтиков, но это всего лишь часть отопительной системы дворца, которая от подвала шла по всем комнатам здания и избавляла хозяев от лицезрения черномазых истопников в своих покоях.
Дворец сильно разрушен во время войны, а после – его так и не стали восстанавливать.
Архивная немецкая фотография 1941 года.
Флигели у дороги просуществовали дольше – там жили вплоть до последнего времени, но не так давно они сгорели. Дело не совсем понятное – то ли проводка была не в порядке, то ли специально сожгли. А вот конюшня – сохранилась, и выглядит вполне пристойно. В парке сохранился также оранжерейный домик.
Народная власть оказалась губительной и для парка, и для уникальной гидросистемы. Прекрасные пруды, которые питала частью речка Гостилка, частью другая речка, текущая от мызы Новый Крым, заросли, замусорились, а некоторые исчезли совсем. А ведь на Гостилке до сих пор сохранились фрагменты заборов из колючей проволоки и транспаранты, предупреждающие о том, что здесь с собаками охраняют водозабор. Парк местами понес значительный урон: на месте благородных деревьев торчат трухлявые пни, а долина Гостилки курчавится мусорным подростом.
Сейчас, правда, Гостилицами заинтересовались и власти, и историки. Место это объявлено заповедным. Толку от этого, конечно, пока немного. Для того, чтобы все восстановить в первозданном виде, необходимы солидные вложения. Но пробудившийся в обществе интерес к родной истории дает хоть какой-то шанс на то, что рано или поздно восстановительные работы здесь все же начнутся.
Внутренние интерьеры усадьбы ( 1910-е годы ) и их современное состояние ( 2010-е годы ). Прошло 100 лет...
Фотографии из архива семьи Сименс любезно предоставлены потомком последних владельцев Гостилиц, господином Бодо Фон Девитц. Современная фотография Дмитрия Горячева
ВЛАДЕЛЬЦЫ ГОСТИЛИЦ
Первым известным истории хозяином Гостилиц был знаменитый военный инженер Христофор Миних. Он был приглашен Петром Первым строить шлюзы каналов на Ладоге. Миних – пожалуй, самый именитый гидроинженер в доиндустриальной России. Пожалуй, только его земляк и коллега Бауэр может составить ему конкуренцию.
Разумеется, зарабатывал Миних очень хорошо. Император благоволил к нему, и очень быстро гидроинженер стал владельцем нескольких деревень неподалеку от новой столицы. Миних выбрал именно Гостилицы для основной мызы, потому что там сливались несколько небольших озер и речек, которые было очень удобно использовать для создания гидросистемы – ведь Миних был именно гидроинженером, и, естественно, его усадьба должна была быть по тем временам чудом техники.
Увы. На смену петровским реформам пришла эпоха дворцовых переворотов. Один из любимцев первого российского императора быстро оказался не в фаворе у новой власти. В Гостилицы явился новый владелец – фаворит Елизаветы Петровны граф Разумовский. Вместо предельно разумной и практичной мызы образовалось пышное поместье, призванное не приносить доход владельцу, а как раз наоборот – услаждать взоры императрицы и ее двора.
Правда, в это время в усадьбе началось строительство церкви. Для этого был приглашен архитектор Андрей Квасов. Говорить о каком-то едином стиле в данном случае не приходилось – эклектика была вполне в духе Разумовского. Надо сказать, что Квасов построил в этой усадьбе практически все службы и флигели.
По предположениям исследователей, помещичий дом (точнее, дворец) строил сам Чарльз Камерон. Были в усадьбе, как и во всех крупных усадьбах придворных, и Эрмитаж, и Потешная крепость, и гроты с родниками, и колокольня на горе… Кстати, именно тогда эта гора и была названа Колокольней. Размах строительства был огромным – даже крестьяне начали бунтовать, за что и поплатились сибирской ссылкой.
На смену фавориту одной императрицы пришел фаворит другой. Следующими владельцами Гостилиц стали Потемкины. Род, сами понимаете, не нищий. Камероновский дворец им не нравился. Старый, тесный, да и стиль архитектурный к тому моменту уже поменялся. Для строительства нового дворца был приглашен Андрей Штакеншнейдер – это его детище сегодня мы видим в руинах. Судя по иллюстрациям, дворец получился образцом английской готики: романтика, удобство и простота одновременно. В новом доме, увенчанном башней, было много изолированных друг от друга комнат, а единственным большим помещением стала столовая, которая и сегодня производит впечатление, – длина ее 58 метров. После Потемкиных имением владели Голицыны, Врангели и, наконец, Сименсы. Знаменитый Карл Сименс, владелец электротехнических заводов в Петербурге, изготовитель оборудования для производства электроламп и фонарей, естественно, первым делом завел в усадьбе новое освещение – уже в 1903 году дворец сиял огнями на диво всей округе. Гидроэлектростанция была установлена на водяной мельнице – ее остатки и сейчас видны на дамбе. Усадьба была самой процветающей в округе, о чем можно догадаться даже сейчас, бродя среди руин и грязных полузасохших прудов.
Ответ из Росимущества от 6 октябрь 2015 г :